|
Йожеф Иоахим
Йожеф Иоахим — замечательный венгерский скрипач, композитор, дирижер и педагог, с именем которого (так же как с именами Венявского, Сарасате) связаны высшие достижения скрипичного исполнительского искусства второй половины XIX века. Он приобрел заслуженную славу выдающегося истолкователя классических сочинений, создал образцы интерпретации сонат и партит Баха для скрипки соло, концертов Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса, привлекавшие монументальностью, философской глубиной, совершенством инструментального воплощения. Иоахим родился 28 июня 1831 года в местечке Копчени близ Братиславы. Игре на скрипке начал обучаться с шести лет в Пеште у польского скрипача С. Сервачиньского и уже в возрасте восьми лет впервые выступил на эстраде. Затем занимался в Венской консерватории у Г. Хельмесбергера и Й. Бема и в Лейпциге у Ф. Давида, а по композиции у М. Гауптмана. На музыкальное развитие молодого скрипача большое влияние оказала дружба с Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом. Шуман посвятил ему Фантазию для скрипки с оркестром, а Мендельсон — Скрипичный концерт. Огромный успех имели выступления двенадцатилетнего Иоахима с оркестром под управлением Мендельсона в Лейпциге, а затем в Лондоне, где был исполнен Концерт Бетховена. По приглашению Мендельсона шестнадцатилетний Иоахим начал преподавать в Лейпцигской консерватории, одновременно исполняя обязанности концертмейстера оркестра Гевандхауза. Вскоре он переехал в Веймар на должность концертмейстера оркестра. Сближение с Ф. Листом в этот период усилило романтическую направленность искусства Иоахима. Однако творческие разногласия с Листом привели к разрыву отношений, и с 1853 года скрипач жил в Ганновере, где в течение тринадцати лет проработал концертмейстером и концерт-директором оркестра. Здесь произошло знакомство Иоахима с И. Брамсом, перешедшее в тесную творческую дружбу. Иоахим переложил для скрипки Венгерские танцы Брамса, а композитор создал для венгерского музыканта Скрипичный концерт, в финале которого, по его словам, он хотел нарисовать музыкальный портрет друга. С 1866 года Иоахим поселился в Берлине. Здесь он основал Высшую музыкальную школу, в которой до конца жизни был профессором и бессменным директором, воспитав многих замечательных скрипачей. Среди его лучших учеников — Л. Ауэр и Б. Губерман. С огромным успехом Иоахим концертировал в Англии, Франции, Германии, Австрии, Венгрии и России (в 1872 и 1884 годах). Его исполнительскому стилю было свойственно сочетание романтических и академических черт: глубина раскрытия художественных образов, архитектоническая выверенность формы, строгость и величественная сдержанность интерпретации органически соединялись с романтической приподнятостью, поэтической, импровизационной манерой игры. Предельную отточенность техники он считал необходимым условием для воплощения духа сочинения и сам был выдающимся виртуозом своего времени, исполняя на эстраде произведения Паганини и Эрнста. Однако высшие исполнительские достижения Иоахима связаны с «Чаконой» Баха, Концертом Бетховена, непревзойденным интерпретатором которых он по праву считался. Иоахим был интересным композитором. Он создал три скрипичных концерта, из которых наиболее значителен последний «Венгерский», посвященный Брамсу, вариации и пьесы для скрипки и для альта, в том числе Романс (соч. 2). До сих пор считаются наилучшими его каденции к концертам Виотти, Бетховена и Брамса. К концу жизни скрипача заболевание рук сказалось на его виртуозном мастерстве. Однако до конца жизни (Иоахим скончался 15 августа 1907 года) он сохранил волевую энергию, величественность интерпретации, красоту звучания, импровизационную свободу выражения. |
Йозеф Иоахим
Анри Марто |
|
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |