Анри Марто
|
Пабло де Сарасате Пабло де Сарасате (полное имя: Пабло Мартин Мелитон Сарасате-и-Наваскес) по праву признан одним из самых выдающихся скрипачей второй половины XIX века, чья игра поражала легкостью и изяществом, феноменальным виртуозным мастерством. Его справедливо называли певцом испанского народа, потому что искусство музыканта было тесно связано с народными песнями и танцами, получившими в его обработках и вариациях яркую концертность.
Сарасате родился 10 марта 1844 года в Памплоне. Заниматься на скрипке начал у своего отца — военного капельмейстера и скрипача. Уже в возрасте восьми лет он дал свой первый концерт в Ла-Корунье, исполняя народные песни и танцы, которые слышал во время многочисленных поездок но стране с отцом. Затем последовали выступления в Мадриде при дворе, где маленькому скрипачу в знак восхищения его талантом была подарена замечательная скрипка Страдивари. Лишь одного года занятий в Парижской консерватории у Д. Алара было достаточно, чтобы тринадцатилетний скрипач окончил одну из лучших консерваторий мира с золотой медалью (еще два года он занимался у Н. Ребера по композиции).
С 1859 года начались триумфальные концертные поездки Сарасате по странам Европы и Азии, продолжавшиеся более сорока лет (он умер 20 сентября 1908 года). Скрипач неоднократно выступал и в России, где познакомился с П. Чайковским («Меланхолическая серенада» стала его любимым произведением), с А. Рубинштейном, Л. Ауэром, Г. Венявским, К. Давыдовым.
Сарасате называли «Паганини конца века». Его игра пленяла романтической приподнятостью и благородством, исключительным виртуозным совершенством, свободой, легкостью бисерной техники, воздушными летучими штрихами. Певучее, серебристое звучание скрипки передавало каждое движение его художественной мысли.
Репертуар скрипача был обширен. С наибольшим успехом он играл собственные произведения, в которых ярко проявлялся национальный стиль исполнения, но охотно включал в программы и классические сочинения: «Чакону» Баха, Концерты Бетховена (Сарасате играл и его редко исполняемый юношеский Концерт), пьесы Мендельсона, Венявского. Специально для скрипача были созданы «Интродукция и рондо-каприччиозо», «Хаванез» и Третий концерт Сен Санса, «Испанская симфония» Э. Лало, Концерт №2 и «Шотландская фантазия» М. Бруха. Ему посвятили свои произведения Г. Венявский (Второй концерт), А. Дворжак («Мазурка»), К. Гольдмарк, А. Макензи.
Сарасате создано множество скрипичных сочинений: 14 тетрадей испанских танцев (в их основе подлинные народные мелодии), «Баскское каприччио», «Арагонская хота», «Андалусская серенада», «Наварра», «Испанские арии» и другие произведения, связанные с образами Испании. Наиболее популярны его «Цыганские напевы»; остаются в репертуаре скрипачей и его фантазии на темы из опер «Фауст» Ш. Гуно и «Кармен» Ж. Бизе. |
|
|
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |