|
Музыка на странице. Прослушать и скачать бесплатно. Карл Флеш
Имя Карла (Кароя) Флеша — замечательного педагога и методиста, выдающегося теоретика скрипичной игры XX века хорошо известно в музыкальных кругах всего мира. Его прославленные ученики — И. Вольфсталь, И. Гендель, Ш. Гольдберг, А. Лещинский, Ж. Неве, Р. Однопосов, М. Росталь, Г. Темянка, Р. Тотенберг, Г. Шеринг — своим замечательным искусством дают представление, сколь высок был уровень преподавания и как распространились по всему миру прогрессивные принципы школы Флеша. Его капитальные методические труды («Искусство скрипичной игры» и другие) переведены на многие языки, в том числе и на русский. Они открыли, по словам Й. Сигети, «Новую эру в скрипичной педагогике». Известны во всем мире также созданные Флешем научно-обоснованные редакции скрипичных произведений И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Н. Паганини и других. Значительно менее известен (а современному слушателю практически неизвестен совсем) К. Флеш — исполнитель, соученик Ж. Тибо и Дж. Энеску, лауреат первой премии Парижской консерватории, блестящий концертирующий скрипач, выступавший на протяжении почти полувека с крупнейшими дирижерами и оркестровыми коллективами Европы и США, игравший в ансамбле с такими прославленными мастерами, как А. Шнабель и Л. Годовский, Э. Петри и И. Гофман, Ф. Крейслер и Й. Сигети, Г. Пятигорский и Э. Фойерман. «В течение всей моей жизни связи с граммофонной индустрией... не находились под счастливой звездой, — рассказывал скрипач в своих «Воспоминаниях».— Таким образом, потомки едва ли смогут судить и иметь понятие о моем скрипичном мастерстве по немногим пластинкам». Сын военного врача Карл Флеш родился 9 октября 1873 года в небольшом венгерском городке Мошонмадьяровар, в музыкальном краю, откуда родом были не только Й. Гайдн и Ф. Лист, А. Никиш и Г. Рихтер, Э. Донаньи и М. Мошоньи, но и множество талантливых народных музыкантов. В семилетнем возрасте Карой уже играл народные песни и танцы, разученные под руководством местного капельмейстера. По-видимому, музыкальные впечатления детства наложили своеобразный отпечаток на исполнительскую манеру будущего скрипача: в его игре порой прорывалось солнечное, по-венгерски знойное звучание поющей скрипки, вспыхивало огненное пламя едва сдерживаемого темперамента. Впоследствии Флеш много внимания уделил изучению тонкостей разнообразных оттенков rubato, широко применяемых в практике венгерских народных скрипачей. Рано развившийся интеллект, острый аналитический ум заставляли Флеша постоянно учиться, вбирать и творчески переосмысливать все лучшее, что встречал он на своем пути. Так, услышав еще в 1885 году в Вене игру десятилетнего Ф. Крейслера, он впоследствии говорил: «Крейслер стал для меня, как и для скрипачей всего моего поколения, путеводной звездой, идеалом современной скрипичной игры». Знакомство с искусством М. Эльмана и Е. Цимбалиста — представителей русской скрипичной школы Л. Ауэра — заставило его по-новому посмотреть на собственную постановку. Оценив преимущества русской школы в звукоизвлечении, Флеш писал: «Эту манеру держать смычок я сам вскоре перенял...» Но это не было слепым копированием. Флеш как яркая художественная личность не нуждался в «платье с чужого плеча». Яркие художественные впечатления от встреч с искусством П. Сарасате и Й. Иоахима, Ф. Ондржичка и Э. Изаи. А. Марто и Я. Кубелика, Я. Хейфеца и Ж. Тибо развивали и воспитывали интеллект Флеша, обогащали выразительную палитру, являлись стимулом в дальнейшей работе. Острая наблюдательность, цепкая память, аналитический ум помогли впоследствии разобраться в обилии художественных впечатлений, когда Флеш создавал свой труд «Искусство скрипичной игры», писал «Воспоминания скрипача». На артистическое развитие Флеша благотворное влияние, по его признанию, оказало и общение с выдающимися дирижерами (А. Никишем, Ф. Вайнгартнером, В. Фуртвенглером), и пятнадцатилетнее творческое содружество с пианистом А. Шнабелем. Артистическая деятельность Флеша — скрипача и педагога — протекала в разных странах Европы и в США. Неудовлетворенность занятиями в Венской консерватории (1886— 1890) приводит его в Париж к известному педагогу М. П. Ж. Марсику, по классу которого он окончил Парижскую консерваторию с первой премией в 1894 году. Блестящие дебюты в Вене (1885) и Берлине (1886), где молодой скрипач выступил с Концертом ре-мажор Паганини, Чаконой Баха, «Хаванезом» Сен-Санса, хотя и вылились в сенсацию, выдвинув Флеша в первые ряды молодых скрипачей, все же не принесли ему внутреннего удовлетворения. Самокритично настроенному музыканту необходимо было вдали от шумных столиц «найти себя», и он уезжает в Бухарестскую консерваторию, где много играет в квартете, постигает азы педагогики (1897--1902). Плодотворно занимаясь, он делает большие успехи как исполнитель, начинает осознавать, что «профессия педагога — благороднейшая часть художественной деятельности». Не оставляя концертной деятельности, он нашел свое призвание в педагогике. С 1897 года до своей кончины (Флеш скончался в Люцерне 14 ноября 1944 года) он преподавал, в том числе в высших учебных заведениях Амстердама (1903—1908, 1939— 1940), Берлина (1921 — 1922, 1928—1934), Филадельфии (1923—1928), Лондона (1934— 1939), Люцерна (1943—1944), вел курсы высшего мастерства в других городах Европы. Ученик, а затем ассистент Флеша М. Росталь вспоминал «Флешу как-то удавалось наряду с полной отдачей себя преподавательской работе развивать и обширную концертную деятельность. В Берлине он начал выступать совсем необычно, сыграв шесть сольных сонат Баха, — смелую для того времени (1905 год) программу даже для избранной публики. Его сотрудничество с Артуром Шнабелем... было значительнейшим событием в камерной музыке». Мощный интеллект Флеша определил его тягу к истории, к осмыслению эволюции скрипичного репертуара. О просветительской направленности и серьезности замыслов этого ученого и практика, исследователя и музыканта-художника свидетельствуют проведенные им (первым среди скрипачей) в 1904 и 1905 годах циклы из трех и пяти «исторических» концертов, в которых прозвучало свыше 60 произведений 48 композиторов различных эпох и стилей. Эти концерты в Амстердаме и Берлине вызвали единодушное и восторженное признание музыкальной общественности и положили начало всемирной известности скрипача. Он неоднократно выступал во всех странах Европы (в 1911 году — в России), в 1914 и 1923 годах провел большие турне по США. Репертуар его был огромен. По свидетельству Сигети, Флеш «изумительно исполнял» виртуозный концерт Г. Эрнста, вместе с тем славился монументальной трактовкой концертов Бетховена, Брамса, Чайковского; он был тонким мастером скрипичной миниатюры и превосходным ансамблистом. Трио А. Шнабель — К. Флеш — Ж. Жерарди наряду с трио А. Корто — Ж. Тибо — П. Казальс пользовалось заслуженным успехом в Европе. «Скрипичный стиль его был стилем высокого класса, — писал М. Росталь, — но не отличался той вкрадчивой легкостью, которая так непосредственно действует на среднего слушателя. Его игра была классически-монументальной, чуждой всяких виртуозных трюков». «Мои творческие усилия, — писал Флеш, — всегда рождались при ярком свете сознания и через него пытались углубиться в тайны эмоций». По воспоминаниям его ученика А. Лещинского, Флеш в совершенстве владел всеми видами скрипичной техники. С виртуозным блеском звучали у него стремительные пассажи, труднейшие сочетания двойных нот. Штрихи его были отточены безукоризненно. Его мощный, сочный, красивый звук был богат тончайшими оттенками тембра, обладал удивительной теплотой и выразительностью. Флеш учил постигать дух произведения и при этом логически мыслить, понимать и ощущать различия стилей, их своеобразие. Много показывал на инструменте сам, причем делал это неподражаемо. Не подавляя индивидуальности ученика, особое внимание уделял Флеш чистоте стиля, глубине проникновения в авторский замысел, из чего и исходил в своей интерпретации. В память о замечательном педагоге и музыканте в 1945 году в Лондоне была учреждена медаль Карла Флеша и проводится конкурс молодых музыкантов-исполнителей. В. Руденко
MP3: Ф. Гендель. Соната для скрипки и basso continuo A-dur, HWV 372, op. 1 № 14. Ch. 1, Adagio. Карл Флеш, скрипка; Феликс Ван Дейк, фортепиано. Запись 1936 г.
|
Карл Флеш
Анри Марто |
|
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |