|
Леопольд Ауэр
С именем Леопольда Ауэра, замечательного скрипача и педагога, связан расцвет русской скрипичной школы. Плеяда выдающихся исполнителей, воспитанных им (среди них Хейфец, Эльман, Цимбалист, Мильштейн, Полякин, Цейтлин, Ганзен, Пиастро, Ахрон), заняла ведущее место на мировой эстраде, во многом определив основные тенденции скрипичного искусства XX века. Ауэр сам был незаурядным исполнителем-интерпретатором, виртуозно владевшим инструментом. В его творчестве органично соединились традиции западноевропейской (Й. Иоахим) и русской скрипичной школ. Леопольд Семенович Ауэр родился 7 июня 1845 года в г. Веспрем (Венгрия). С восьми лет начал обучаться игре на скрипке в Пеште у Р. Коне, затем совершенствовал свое мастерство в Венской консерватории у Я. Донта и Г. Хельмесбергера, а позднее у Й. Иоахима в Ганновере. Иоахим «явился настоящим откровением для меня, раскрыв перед моими глазами такие горизонты высшего искусства, о которых я и не догадывался до тех пор», — вспоминал музыкант. С 1858 года Ауэр гастролировал по странам Европы, работал концертмейстером в Дюссельдорфе и Гамбурге. Переломным в его судьбе оказался 1868 год, когда он концертировал в Лондоне вместе с Антоном Рубинштейном. Восхищенный искусством Ауэра, Рубинштейн пригласил его занять место профессора Петербургской консерватории вместо ушедшего Венявского. Ауэр переехал в Россию и отдал концертной и педагогической деятельности здесь почти пятьдесят лет жизни. В Петербурге он возглавлял также струнный квартет Русского музыкального общества, дирижировал концертами, служил солистом оркестра балета Мариинского театра. О высоком авторитете, которым пользовался скрипач в среде русских музыкантов, свидетельствует, например, мнение П. И. Чайковского, писавшего, что «преобладающие качества Ауэра — задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка. Он играет с большой выразительностью, с высоко поставленной чистотой техники, с тонкой обдуманностью и поэтичностью в фразировке». Чайковский посвятил Ауэру «Меланхолическую серенаду», а также клавир Скрипичного концерта. Ему же посвящены скрипичные концерты А. Глазунова и А. Аренского, «Концертная сюита» С. Танеева. Ауэр был страстным пропагандистом и превосходным интерпретатором русской музыки. Именно с русским искусством был связан тот взлет исполнительской и педагогической деятельности артиста, который определил его главенствующее положение в мировой скрипичной школе начала XX века.
Игра Ауэра привлекала лиризмом, развитым интеллектуальным началом, блеском и изяществом техники, певучим, серебристым звучанием инструмента (он играл на скрипке Страдивари), тонкой отделкой деталей, романтической взволнованностью. В начале 1917 года Ауэр с учениками выехал на гастроли в Скандинавию. Дальнейшая его деятельность проходила уже за рубежом — в США, где он преподавал в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке и в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии. Скончался Леопольд Ауэр 15 июля 1930 года 1930 в городе Лошвиц, близ Дрездена, от воспаления лёгких. Похоронен в США в г. Хартсдейл, шт. Нью-Йорк, на кладбище Фернклифф.
Сочинения: Violin master works and their interpretation, N. Y., [1925]; в рус. пер. — Среди музыкантов, М., 1927; Violin Playing as I Teach It (1920); в рус. пер. — Моя школа игры на скрипке, Л., 1933; My Long Life in Music (1923). Моя школа игры на скрипке. — Интерпретация произведений скрипичной классики, ред., вступ. ст. и коммент. И. Ямпольского, М., 1965.
|
Леопольд Ауэр
Анри Марто
|
||
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |