Работая по щиколотку в жидкой грязи, археологи документируют свою находку 1978 года: набор из шестидесяти четырех бронзовых колоколов в гробнице удельного князя И. Удивительно хорошо сохранившийся музыкальный инструмент требовал реконструкции только одной лакированной поперечной балки для того, чтобы предстать взору посетителей музея. При игре на этом инструменте тему мелодии вели колокола второго ряда, а более крупные колокола, расположенные ниже, служили аккомпанементом. |
Из истории Китайской музыки
Китайская музыка – одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются мелодические образования, построенные на 7-ступенчатых ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцин, пипа, хуцинь, или эрху, ди, шэн. Ранний памятник китайской музыкальной культуры – книга песен «Шицзин». Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянь создал теорию китайских ладов, Хэ Чэнь-Тянь занимался вопросами равномерной темперации и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось придворным церемониалом и религиозным культом. Первые школы музыки и танца были созданы в 8 веке (так называемая «Консерватория грушевого сада» и др.). В 14 веке складываются северная и южная школы китайской музыки. Для северной школы типичны героическая тематика, свободное применение композиционных средств, простота музыкального языка, использование 7-ступенных ладов, струнные инструменты; для южной – культивирование лирики, утонченных средств музыкального выражения, догматические правила композиции, пентатоника, участие духовых инструментов. Инструментальная музыка, пение, танец занимали важное место в китайском театре, являясь ведущим элементом сценического действия. В 17 веке формируются Ияньская и Куньшаньская оперы, в 18 веке – Пихуанская, в 19 веке – пекинский народный театр Кингтяо. В 20 веке началось изучение современной европейской музыки, вводится европейская нотация. В 1919 г. в Пекине было открыто музыкальное отделение при университете, в 1927 г. – консерватория. Первый китайский композитор, применивший приемы европейского письма, - Си Син-хай.
"Шицзин" (кит. - "Книга песен") - древнейший памятник китайской литературы (11-7 вв. до н. э.). Содержит 305 песен и стихов. Редакция приписывается Конфуцию. Включает народные, трудовые, бытовые, лирические, обрядовые, исторические и другие песни.
Случайно найденный при раскопках предмет дает археологам уникальную возможность соприкоснуться с древними народами. Так находка в гробнице египетского фараона Тутанхамона серебряной трубы и маленькая глиняная окарина, раскопанная в захоронении майя, явились посредниками современности и прошлого. Мелодии, вернувшие эти музыкальные инструменты к жизни, свое чистое звучание пронесли через тысячелетия. То же самое ждало и 26 колоколов, обнаруженных в 1979 году в гробнице в провинции Хэнань, где 2400 лет назад был погребен один китайский аристократ. Колокола с изображенными на них драконами — каждый колокол способен издавать две разные ноты — имели надписи, восхваляющие их музыкальные возможности. Когда ударяли молоточками по краям и средней части колоколов, они издавали нежные звуки, которые услаждали ухо аристократа. Открытие передвижной выставки китайских артефактов в Сиэтле в штате Вашингтон было запланировано на июль 1988 года, и колокола должны были стать одним из основных экспонатов. Кому-то в голову пришла идея продемонстрировать звучание этого музыкального инструмента в шоу, но хранители музея знали, что продолжительная эксплуатация колоколов может причинить им вред. И тогда было найдено решение: сыграть один раз мелодию на колоколах в Китае и записать звуки каждого колокола. Никто не мог представить даже, какую музыку слушали при дворе китайского аристократа, но организаторы выставки обратились к американскому композитору Норману Дерки с просьбой написать пьесу для колоколов, ограничившись воз-можностями инструмента. Написанная композиция была сыграна на электронном клавишном инструменте, сэмплере, копирующем тона ко-локолов. Записанная на пленку мелодия встречала посетителей при входе на выставку и создавала музыкальное обрамление сокровищам, которые им предстояло увидеть. То, что посетители слышали, было сладкозвучной современной мелодией, рожденной звуками чудесного инструмента, получившего вторую жизнь благодаря электронному колдовству двадцатого века. Такими колоколами владели многие китайские аристократы, которые использовали их в торжественных ритуальных церемониях или развлекали ими гостей. В 1978 году во время раскопок огромной четырехкамерной гробницы V в. до н. э. у Аэйгудуня в провинции Хубэй на свет извлекли еще более великолепный набор колоколов. Он состоял из 64 бронзовых колоколов, составлявших восемь групп в соответствии с их размерами и тонами. Каждый колокол издавал две ноты, как и те колокола, которые демонстрировались в Сиэтле. Большинство колоколов имели надписи, указывавшие с поразительной точностью издаваемые ими ноты. В надписях сообщалось, что перед отливанием бронзовых колоколов точно подсчитывалась высота их звучания. Этот набор колоколов принадлежал удельному князю И, правителю Цзэн, княжества, имевшего крепкие связи с могущественным царством Чу, расположенном на юге Китая. Колокола были погребены вместе с их владельцем примерно в 433 г. до н. э. и, что кажется невероятным, так как, когда могилу раскопали, колокола все еще находились на своем месте, — висели куполами вверх, в три ряда, в великолепной раме в форме латинской буквы "L", состоящей из покрытых лаком деревянных брусьев, поддерживаемых шестью бронзовыми фигурами с мечами. Прочная рама удерживала колокола общим весом почти три тонны более двух тысяч четырехсот лет. Деревянные ударные инструменты, обнаруженные неподалеку, указывали на то, что играть должны были одновременно несколько музыкантов. Набор колоколов был не единственным музыкальным инструментом, захороненным с князем. Среди семи тысяч артефактов, ушедших вместе с ним в могилу, были 27 барабанов, цитры, свирели, флейты, типичные для эпохи Чжоу. Рядом с инструментами археологи нашли еще одно свидетельство любви князя к музыке: останки 21 девушки, часть из которых были, по-видимому, его придворными музыкантами и танцовщицами. Очаровывавшие князя при жизни, они были принесены в жертву после его смерти для того, чтобы продолжать развлекать его в загробном мире.
По материалам издательства "Советская энциклопедия" Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации". "Погребенные царства Китая"
|
цисяньцин
пипа
эрху (хуцинь)
шэн
Флейтистка из Чаньаня
Ансамбль музыкантов из гробницы княгини Дай (II век до н. э.) - вырезанные из дерева фигурки высотой в фут - играют на миниатюрных копиях музыкальных инструментов, с которыми их живые коллеги развлекали двор князя Дай. Трое из них играют на цитрах, двое - на губных гармониках. Настоящие музыкальные инструменты, такие как цитра и губная гармоника, тоже были среди предметов в могиле княгини. Цитра - это инструмент, снабженный 25 струнами, регулируемыми колками и лежащими на подвижных кобылках. Губная гармоника состоит из 22 бамбуковых трубок, прикрепленных к деревянному мундштуку. |
|
Разработка сайта - Игорь Лущенков, г. Смоленск
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |