Каллиграфическая надпись "Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим", выполненная в форме павлина
"Аль-Хамду ли-лляхи" - "Хвала Аллаху, Господу миров". Каллиграфическое изображение.
"Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим". Каллиграфическое изображение. XVI в.
Пример написания "Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим" |
Из истории арабской музыки. Музыкальные инструменты.
АРАБСКАЯ МУЗЫКА. Сохранились сведения о древних арабских профессиональных певцах-поэтах (шаири), о некоторых песенных жанрах (худа – караванные песни), ударных, духовых и щипковых инструментах. С завоеванием в 7 веке Ирана и части Византии, установлением господства над Средней Азией и Египтом арабы ассимилируют традиции более развитых культур (основы греческой музыкальной теории; иранские влияния, сказавшиеся на некоторых ладах и инструментарии Арабской музыки, см. Уд). Расцвет классической Арабской музыки начинается с конца 7 в. В средние века богатая светская вокально-инструментальная Арабская музыка оказала воздействие на музыкальное искусство Испании, Португалии, на формирование некоторых видов европейских музыкальных инструментов. Высокого уровня достигает арабская музыкальная наука. Выдающиеся средневековые музыкальные теоретики — аль-Кинди, аль-Исфахани, Сафи-ад-дин. В условиях халифата на арабском языке писали и крупнейшие музыкальные ученые Средней АЗИИ: Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина. В основе классической Арабской музыки лежат 7-ступенные лады, в которых наряду с основными звуками применяются промежуточные, тонко нюансирующие мелодические интервалы, не укладывающиеся в европейскую музыкальную систему. Особая манера пения с широким использованием приема скольжения от звука к звуку, связанная со своеобразием ладовой основы, цветистая мелизматика и вокально-инструментальная полиритмия придают Арабской музыке оригинальный колорит. Классическая Арабская музыка носит преимущественно вокальный характер. Господствующий жанр — вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежит певцу. Существует развитая инструментальная традиция, в особенности в игре на ударных инструментах Крупнейшие арабские певцы периода Омейядов: Ибн Сура-идж, Мабад, Ибн Айша, Маик ат-Таи; из певиц славилась Джамиле. В период династии Аббасидов (750—847) особенно знамениты были певцы Ибрахим Мосульский, его сын Исхак Мосульский, исполнитель на струнных инструментах Зальзаль. После распада крупных халифатов (16 в.) Арабская музыка продолжает развиваться в странах Северной Африки и Азии. Общественные развлечения у арабов были ограничены предписаниями Пророка. Мухаммед не только строго запрещал все азартные игры, но осуждал даже музыку как занятие, расслабляющее человека и потому недостойное мужчины. Допускалась лишь игра в шахматы, перенесенная в Персию из Индии еще при Сасанидах. Поэтому арабы, не пренебрегая музыкой, предоставляли ее исполнение преимущественно невольницам и иностранцам. Производство игр ограничивалось вырезанием шахматных фигур, а форма и устройство музыкальных инструментов остались такими же, какими они были издавна на Востоке. Положение это не изменилось и после того, как под влиянием персов арабы стали больше любить музыку и даже изучать теорию этого искусства. И хотя халиф Аль-Мансур, помня строгий запрет Пророка, велел разбить лютню о голову какого-то музыканта, тем не менее в это время в Кордове существовала уже особая школа музыки, основанная Абдурахманом II, а покровитель искусства Гарун-аль-Рашид держал у себя придворного музыканта Аль Маусели - персиянина, получившего образование в Кордове. Музыканты играли на старинных инструментах, форма которых до сих пор почти не изменилась. Изображения многих употребляемых и сейчас на Востоке музыкальных инструментов встречаются на древнейших египетских и ассирийских памятниках, названия же этих инструментов большей частью заимствованы из персидского, греческого и индийского языков. Из всех музыкальных инструментов в настоящее время [материал заимствован из книги выдающегося немецкого историка Германа Вейса (1822-1897)] у арабов самыми распространенными являются кеменге, канун, уд и най. На них играют соло или вместе с другими инструментами (как в оркестре). За исключением най, особого рода флейты, остальные три принадлежат к разряду струнных инструментов. Лишь изредка для усиления этого квартета к нему прибавляются ударные, играющие главную роль в военной музыке и употребляемые либо сами по себе, либо вместе с духовыми инструментами. Из струнных инструментов наиболее употребительны вышеупомянутые кеменге и канун; уд встречается реже, несмотря на то что в предыдущие века это был главный инструмент арабских музыкантов и в этом качестве его часто воспевали древние поэты. Кеменге (название персидское) — разновидность скрипки, он около тридцати дюймов длиной (рис. 1, а). Корпус его состоит из трех четвертей скорлупы кокосового ореха, просверленной мелкими дырочками, сверху он обтянут рыбьей кожей и закреплен на деревянной подставке. Шейка делается обычно из черного дерева и иногда выкладывается слоновой костью; колки выполняются из самшита. Ножка инструмента состоит из железного стержня, который проходит через корпус; струны сделаны из конского волоса и прикреплены к помещенному на этой ножке железному кольцу. Смычок к кеменге полагается деревянный, на нем натянут конский волос; длина его приблизительно тридцать пять дюймов (рис. 1, в). Во время игры инструмент упирается ножкой в пол, на нем играют, как на виолончели. Канун походит на цимбалы или цитру (рис. 1, е). Длина его обыкновенно тридцать девять дюймов при шестнадцати дюймах в ширину и трех с половиной в толщину. Корпус делается из орехового дерева. На верхней доске, по которой проложена подставка для струн, находится пять круглых отверстий, оклеенных рыбьей кожей и соответствующих пяти ножкам инструмента. На канун натягиваются двадцать четыре тройные струны из овечьих кишок. Играющий на этом инструменте держит его на коленях, как цитру, и перебирает струны с помощью деревянного рише, состоящего из кольца, надеваемого на палец, в которое продевается часть ости пера или кусочек буйволового рога (рис. 1, ж, з). Уд похож на лютню (рис. 1, д) и тоже выполнен из дерева, корпус делается из елового дерева, шейка из черного, инструмент отделывается слоновой костью, перламутром и пр., длина его доходит иногда до двадцати пяти дюймов, на нем закреплены до семи двойных струн из овечьих кишок. На уде играют, как и на кануне, с помощью рише, для чего выбирается преимущественно коршунье перо. Прочими струнными инструментами либо пользуются реже, либо на них играют только бедняки или иностранцы; таковы, например, тамбура — инструмент, похожий на лютню с очень длинной шейкой и одной или тремя струнами; рабаб — подобие четырехугольной скрипки; куссир, употребляемый бедуинами и сходный по виду с древнегреческой лирой. Куссир состоит из полукруглого обтянутого кожей корпуса, из которого выступают две круглые палочки, соединенные сверху третьей горизонтальной поперечиной, служащей для закрепления струн. Струны (не больше пяти) протянуты по деревянной подставке в одну точку на нижнем конце инструмента, так что они образуют форму треугольника. Рабаб бывает двух родов: рабаб-эль-мугханни, или скрипка певцов, и рабаб эшшаэр, или скрипка поэтов. Они отличаются тем, что первая имеет две струны, а вторая только одну (рис. 1, г). Корпус состоит из прямоугольной суживающейся кверху рамки, обтянутой с одной стороны кожей или пергаментом. Через рамку продет железный стержень, который переходит в шейку из крепкого дерева, украшенную изящной инкрустацией; на ней расположены колки. Струны сделаны из конского волоса. На них играют смычком, как на кеменге. Высота этого инструмента около тридцати двух дюймов.
Разница между духовыми инструментами не так значительна и ограничивается небольшими изменениями формы флейты най. Эта флейта делается из тростникового ствола, длина ее восемнадцать дюймов, толщина у верхнего конца семь восьмых дюйма, у нижнего три четверти дюйма; на одной стороне находится шесть дырочек, на противоположной — одно только отверстие для большого пальца (рис. 2, б). Сходна с ней и саламие, тростниковая флейта с шестью звуковыми отверстиями и одним для большого пальца, а также сауме, или цембре, разновидность гобоя с восемью одинаковыми звуковыми отверстиями (рис. 2, а). Кроме того, беднейшие сословия используют два рода двойных флейт из тростника — аргул и цуммару. Каждая из них состоит из двух соединенных между собой дудок, одинаковых или разной длины, из которых одна составлена из трех отдельных подвижных частей, так что с их помощью флейту можно удлинить по желанию играющего (рис. 2, в, г). У низших классов в ходу также цуммара би-соан — разновидность волынки довольно грубой формы, сделанная из козьей шкуры (рис. 2, д). К названным инструментам можно прибавить длинный духовой инструмент вроде трубы из листовой меди с двумя крутыми оборотами под названием сурме. Он принадлежит к числу самых звучных и употребляется преимущественно в военной музыке.
Среди ударных инструментов главное место занимают обтянутые кожей барабаны и литавры. Из барабанов самыми распространенными являются табл белиди, или египетский, и настоящий сирийский барабан табл шами. Первый по форме похож на наши обыкновенные военные барабаны, но гораздо ниже их (рис. 3, б); второй напоминает полукруглую литавру из листовой меди, иногда из дерева или глины, шестнадцати дюймов в поперечнике и четырех дюймов наибольшей глубины в середине (рис. 3, а). На нем играют двумя деревянными палочками. Кроме того, употребляются и большие литавры, и маленькие барабаны нескольких видов, в особенности при религиозных обрядах. Последние, называемые бац или табл, имеют ширину в поперечнике от шести до семи дюймов. На задней стороне к ним приделана пуговка, за которую их держат левой рукой, между тем как правой в них бьют палочкой или ремнем. Большие литавры называются наккара. Ими пользуются попарно, привязав спереди к седлу верблюда таким образом, чтобы с правой стороны висела большая по размеру, имеющая в диаметре до двух футов. Совершенно особое устройство имеет барабан, распространенный преимущественно в Египте, так называемый дарабукке. Он встречается еще на древнейших египетских стенных изображениях, где такого рода барабаны держат либо люди из народа, либо знатные женщины. Форма дарабукке воронкообразная, длина его от пятнадцати до восемнадцати дюймов, верхнее отверстие затянуто кожей. И теперь, как в древнейшие времена, эти барабаны делаются или из глины и простого дерева, или же из дорогого дерева и с богатыми орнаментами (рис. 3, в, г). Женщины играют на таре, или тамбурине. Это деревянный обод, одиннадцать дюймов в поперечнике, обтянутый кожей, в который вставлены пять двойных пластинок из крепкой листовой меди (рис. 3, д). В зависимости от ценности этого инструмента его отделка бывает довольно богатой. Публичные танцовщицы сопровождают свои танцы игрой на особых металлических тарелках, или кимвалах, различной величины. Самые маленькие из них — сагат (рис. 3, ж) — используются как кастаньеты, они надеваются петлями на указательный и большой пальцы обеих рук. Большие кимвалы (кас) играющий бьет друг о друга обеими руками (рис. 3, е). Они принадлежат и к числу военных музыкальных инструментов, так же как и другой инструмент, состоящий из металлического прута с привешенными к верхнему его концу погремушками и колокольчиками. По материалам издательства "Советская энциклопедия"
Г. Вейс. Арабские завоевания. При цитировании просьба сделать ссылку на сайт: www.geige2007.narod.ru
|
"Во имя Аллаха, Милостивого для всех на этом свете". Арабеска. XVII в.
"Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим". Каллиграфия. Конец XIV в.
Каллиграфическое изображение "Бисмиллях", выполненное в виде птицы
"Жизнь как один час. Потому заботься о том, чтобы Аллах был доволен тобой". Каллиграфия. XII в.
Священные слова Корана, зашифрованные в переплетениях арабской вязи
Образец оформления Корана. XVII в.
|
|
Разработка сайта - Игорь Лущенков, г. Смоленск
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |