Вернуться в энциклопедию                                                     На главную страницу

 

КЛАВЕСИН (франц. clavecin, от позднелатинского clavicymbalum) - щипковый клавишный инструмент. Первые сведения о клавесине относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датирован 1521 годом. Клавесин был распространен во всех европейских странах; в России появился в 16 веке. Клавесин произошел от псалтериума (рода гуслей) путем его реконструкции и присоединения клавишного механизма. Первоначально клавесин имел четырехугольную форму и напоминал собой "свободный" клавикорд, но со струнами различной длины и более сложным клавишным механизмом. Струны в клавесине приводились в колебание щипком при помощи стерженька из птичьего пера (а впоследствии - кожаного плектра), укрепленного над задним концом клавиши. С целью увеличения силы звука клавесина для каждого тона применялись удвоенные, утроенные и даже учетверенные струны, настраиваемые частью в унисон, частью в октаву (а иногда и в другие интервалы). В 16 веке появляются клавесины с 2 (реже 3) ручными клавиатурами (мануалами) и с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения и изменения тембровой окраски звука (фаготный регистр, лютневый регистр и т.п.). С начала 17 века в клавесине применяются металлические струны (вместо жильных), увеличивающиеся по длине (от дисканта к басам), треугольная крыловидная форма клавесина с продольным (параллельным клавишам) расположением струн. Название "клавесин" (в Англии - арпсихорд, в Германии - кильфлюгель, в Италии - клавичембало, сокращенно чембало) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Меньшие по размерам инструменты, обычно четырехугольной формы, с одинарными струнами и звукорядом до 4 октав получили название во Франции - спинет, эпинет, в Англии - вёрджинел; клавесин с вертикально расположенным корпусом - клавицитериум. Клавесин применялся как сольный камерно-ансаблевый, а также оркестровый инструмент. Звук клавесина более громкий и отрывистый, но менее выразительный, чем у клавикорда. Изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Изменение тембра достигается путем переключения регистров, а некоторое изменение силы звука - включением второго мануала. Клавесин был вытеснен в конце 18 века фортепиано. Смотри также вёрджинел.

 

Рисунок

 

geige2007@yandex.ru

 

Rambler's Top100Rambler's Top100

Hosted by uCoz