|
Натан Мильштейн
Натан Миронович Мильштейн по праву занимает достойное место в ряду лучших скрипачей мира. Его искусство отмечено идеальным техническим совершенством и ослепительной виртуозностью, тонким вкусом и глубиной замыслов, художественной простотой и одухотворенностью. Детские и юношеские годы Н. Мильштейна прошли в России. Он родился в Одессе, 31 декабря 1904 года. Игре на скрипке начал обучаться под руководством известного педагога П. С. Столярского, который после трех лет занятий направил его в Петроградскую консерваторию. Здесь юный музыкант занимался в классе профессора Л.С. Ауэра, чье имя получило всемирное признание благодаря успехам его учеников — М. Эльмана, Е. Цимбалиста, М. Полякина, Я. Хейфеца. Оттачивая виртуозное мастерство Н. Мильштейна, развивая его природную индивидуальность, Ауэр прививал ему навыки реалистической интерпретации произведений, воспитал музыкальный вкус и исполнительскую культуру. Первые публичные концерты Мильштейна состоялись в 1920 году. Его репертуар включал не только крупные сочинения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, П. И. Чайковского, но и множество виртуозных пьес Н. Паганини, Г. Эрнста, Г. Венявского, исполнение которых и принесло молодому артисту первый успех. С 1923 года скрипач начал выступать в ансамбле со своим сверстником и другом, пианистом Владимиром Горовицем, в то время выпускником Киевской консерватории. По воспоминаниям современников, их исполнение покоряло романтической вдохновенностью, необычайной виртуозностью, художественным совершенством и тонкостью ансамбля. Состоявшийся в 1925 году парижский дебют Н. Мильштейна и последовавшие затем гастроли по европейским странам завоевали ему славу одного из самых блистательных скрипачей-виртуозов. В 1928 году по приглашению знаменитого американского дирижера Л. Стоковского он впервые выступил с Филадельфийским симфоническим оркестром, вызвав бурный восторг публики. С этого времени поселившись в США, музыкант продолжал постоянные концертные поездки по всему миру, давая сотни концертов в год в различных городах Америки и Европы. Уже в начале 30-х годов в манере скрипача, наряду с феноменальной виртуозностью, буквально ошеломлявшей слушателей, критики отмечали чуткость в восприятии стиля произведения, убедительность передачи авторского замысла. Подчеркивались особая теплота, сердечность высказывания в сочетании с эмоциональной насыщенностью звучания инструмента. В дальнейшем творческом формировании артиста важную роль сыграли совершенствование у прославленного бельгийского скрипача Э. Изаи, многолетняя дружба и совместные выступления с такими выдающимися мастерами, как В. Горовиц и Г. Пятигорский. Григорий Пятигорский оставил одну из живых зарисовок творческого общения музыкантов. «Вечером, — вспоминал он, — мы с Горовицем и Мильштейном отправились к Рахманиновым. Натан взял с собой скрипку, я — виолончель. У Володи были ноты рахманиновского трио. Мы репетировали это произведение для концерта в Нью-Йорке и хотели сыграть его автору. Горовиц, заранее приготовив множество извинений, робко попросил Сергея Васильевича исполнить фортепианную партию. Натан поддержал его, заметив, что критиков здесь нет и что это не связано ни с каким риском. Рахманинов засмеялся, но просьбу решительно отклонил. Мы начали играть. Исполнение, кажется, было хорошим, и немногие слушатели — Рахманинов, его жена и обе дочери — реагировали более чем одобрительно...» С годами в репертуаре Н. Мильштейна все большее место стали занимать сочинения старых мастеров, концерты, сонаты и миниатюры современных авторов. Исключительным по силе впечатления было его исполнение, например, сонаты «Дьявольские трели» Дж. Тартини, Шести сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха. В последних особенно покоряла способность артиста подчинить труднейшие технические проблемы высшей цели — передаче глубины баховской мысли, жизненной силы его искусства. Как-то, давая интервью, Н. Мильштейн заметил: «Какую бы музыку я ни представлял слушателям, в моих программах всегда присутствует два автора — Бах и Паганини. Что касается Баха, например, то я не могу и мысли допустить, чтобы дать сольный концерт, не исполнив одного из его произведений. И хотя музыка их очень отличается по стилю, думаю, кроме Баха и Паганини нет других композиторов, которые бы столь волнующе и захватывающе писали для скрипки». Не случайно, по-видимому, артист создал и свои вариации «Паганиниана» для скрипки соло, где на теме двадцать четвертого каприса Н. Паганини дана как бы ретроспекция искусства великого артиста. Уникальное произведение скрипичной литературы, «Паганиниана» стала своеобразным «музыкальным портретом» родоначальника виртуозно-романтического искусства начала XIX века, написанным одним из самых замечательных виртуозов XX столетия. Первое, что всегда поражает в игре Н. Мильштейна, — это высочайшее мастерство владения инструментом, свобода и непринужденность, с которой он преодолевает самые невероятные трудности. Артист захватывает своей исполнительской волей и темпераментом, увлекает динамизмом и устремленностью. Вкус, чувство стиля, отличное ощущение формы произведения помогают ему создать законченное художественное впечатление. Вместе с тем интеллектуальная насыщенность и одновременно глубокое проникновение в сокровенные тайники человеческого сердца создают ту особую наполненность, жизненность музыкальных образов, которой отличается искусство этого гармоничного художника. В. Руденко
|
Натан Мильштейн
Анри Марто |
|
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |